"Усадьба"
МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 415" г. Перми "Аистенок"
И.о. заведующего: Шестакова Наталья Борисовна

+7 (342) 267-21-12; +7 (342) 267-07-55
614056, Россия, г.Пермь, ул. Целинная, д.29 кор. А
E-mail: dc415@mail.ru

Родителям

Причины речевых нарушений

Как говорили мудрецы, предупрежден - значит вооружён!
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановлюсь подробно на каждой группе причин.

 

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений:

Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.
Сюда относятся:

  •  Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
  • Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
  • Аллергии матери.
  • Перенесенные переливания крови.
  • Токсикоз беременности, независимо от срока беременности.
  • Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).
  • Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты
  •  Курение во время беременности, употребление алкоголя.
  • Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), 2 и более выкидышей (абортов).
  • Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).
  • Маленький рост будущей матери.
  • Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Это приводит к слабости родовой деятельности.
  • Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
  • Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера), нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма.

Дорогие родители, отнеситесь внимательно к тому, что написано, от понимания ниже прочитанного зависит здоровье вашего ребенка, его успехи в обучении!
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть:

  • пороки сердца у матери;
  •  бронхиты, связанные с курением во время беременности;
  •  ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев);
  •  гистозы;
  • патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина

Гипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией (низкий гемоглобин). В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга.  Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния приводят к резким нарушениям мозгового кровообращения, к гибели нервных клеток, отвечающих за речь, внимание, поведение. У недоношенных детей гипоксические повреждения захватывают, в основном, подкорковые структуры мозга. У детей, родившихся в срок, чаще всего поражается кора головного мозга.

Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг к другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозг.  А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений:

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.

Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.
Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).

В 1,5 - 2,5 года детям даются более сложные задания:

  • застёгивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
  • переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.

Полезным и увлекательным занятием будет извлечение игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Упражнения для пальчиков.

Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

"Шалун"


Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка
покачивать)

"Белочка"


(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

"Детки"


Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать " - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

"По грибы"
(потешка)


Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

"Пальчики"


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендуется использовать фигурки с изображением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

Информационно-образовательные ресурсы:

Картинки по запросу bus gov


Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети/

 

Copyright © МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад №415 "Аистенок" г. Пермь
Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria"